Шадрина Евгения Витальевна, МБОУ "Самусьский лицей", учитель ИЗО

Рабочая программа «Палитра» 7 класс (внеурочный курс по ФГОС)

Рабочая программа

 

«Палитра»

 Преподаватель: Шадрина Евгения Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 №1008, примерными Учебными планами государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств от 23.12.1996 №01-266/16-12, примерными Учебными планами образовательных программ по видам изобразительного искусства для детских школ искусств от 23.06.2003 №66-01-16/32.

Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах.

Образовательная программа кружка «Палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся. 

Программа кружка «Палитра»  предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству, разработана на основе программы В.С.Кузина.

1. Цель программы «Палитра»

Формирование целостной художественно-эстетической развитой личности и приобретение обучающимся теоретических знаний, умений и практических навыков в области изобразительного искусства.

2. Задачи программы «Палитра»

- осуществление эстетически-нравственного и трудового воспитания обучающихся;

- вооружение обучающихся знаниями элементарных основ изобразительной грамоты;

- формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

- изучение различных техник и материалов изобразительного искусства;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного;

- воспитание интереса и любви к искусству.

3.Срок реализации программы «Палитра»

– 1 год.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, макетов.

Предлагаемые занятия основной упор делают на классическую систему обучения изобразительному и  декоративно-прикладному искусству, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Программа кружка «Палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору.

Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком.

Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 12-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1. Многообразия.

разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости.

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
1.Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2.Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

«Палитра»

Программа  «Палитра» рассчитана на обучение по 1 часу в неделю.

Программа курса по живописи опирается не только на традиции русской академической реалистической школы, но и современных жанров и техник исполнения художественного произведения.

В обучении применяется принцип последовательности и поступательности освоения нового материала. Осваиваются две живописные техники: акварель, гуашь.

Учебные задания делятся на длительное исполнение и кратковременные этюды.

Освоение принципов живописи начинается с начальных сведений по цветоведению, смешению красок, различных упражнений отмывок, заливок по сухому и сырому листу бумаги.

По окончании обучения учащиеся должны знать: основные правила цветовой гармонии и воздушной перспективы, тона передачи формы и материальности цветом, владеть технологией акварели и гуаши.

На основе полученных знаний учащиеся могут самостоятельно исполнить живописную работу гуашью, акварелью на бумаге или картоне.

Основными задачами занятий «Палитра» являются:

1. Развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним.

2. Формирование понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности.

3. Развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, творческой активности, художественных способностей.

4. Обучение практическим умениям и навыкам.

  1. Программа курса должна обеспечить необходимые знания и умения.

Требования к знаниям:

При изучении живописи учащиеся должны знать:

-историю возникновения того или иного вида художественной деятельности;

-технологию применения различных материалов в живописи;

-выразительные средства в живописи

 -техники исполнения;

- закономерности построения объемной формы;

- законы цветообразования;

- методику ведения работы над натюрмортом

Требования к умениям:

При изучении данного предмета учащиеся должны уметь:

-разрабатывать и выполнять эскизы живописных произведений;

-составлять простые и сложные композиции;

-передавать тональные и цветовые отношения в натюрморте;

- передавать пространственную среду, форму, объем предметов живописными средствами

-выполнять натюрморты в различных техниках;

- владеть различными техниками выполнения живописной работы.

На занятиях живописью учащиеся выполняют работы акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами.

Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки, этюды) – от 5 до 45 минут и длительными – от 4 до 8 часов. Содержанием  занятий является изображение красками отдельных предметов быта, природы, животных и человека, натюрмортов, интерьера, выполнение творческих композиций и иллюстрирование.

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план  по занятиям «Палитра»

Раздел

Тема занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Понятие «Живопись». Реалистическая манера письма в живописи.

1

Тема 1.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне(гризайль)

1

2

Тема 1.2.Характеристика цветовых сочетаний.

1

3

Тема 1.3. Работа акварелью.

1

4

Тема 1.4. Приемы организации предметов тоновыми пятнами.

1

5

Тема 1.5. Передача объема в натюрморте

1

6

Тема 1.6. Передача пространства в натюрморте

1

Раздел 2. Закономерности цветовых построений.

1

Тема 2.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (Цветная гризайль)

1

2

Тема 2.2.  Организация плоскости листа

1

3

Тема 2.3. Техника живописи гуашью.

1

Раздел 3. Значение фона в натюрморте. Формирование пространственной среды в натюрморте.

1

Тема 3.1. Этюд. Несложный натюрморт из двух, трех предметов на светлом фоне.

1

2

Тема 3.2.Композиционная организация формата.

1

3

Тема 3.3. Техника мазка в живописи.

1

4

Тема 3.4. Силуэт и пространственная среда в натюрморте.

1

5

Тема 3.5. Объем и форма предметов в пространственной среде. Завершение работы. Итог.

1

Раздел 4. Техника акварельного письма «ала - прима»

 

1

Тема 4.1. Техника ала – прима в работе с натуры

1

2

Тема 4.2. Техника быстрого этюда.

1

3

Тема 4.3. Приемы выполнения ала – прима.

1

Раздел 5. Цветовые отношения в живописи. Колорит.

 

1

Тема 5. 1. Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и  др.)

1

2

Тема 5.2. Значение цветовых контрастов в живописи

1

3

Тема 5.3. Цвет и пространство в работе с натуры.

1

4

Тема 5.4. Способы передачи пространственной среды в работе с натуры.

1

5

Тема 5.5. Способы проработки первого плана в натюрморте

1

6

Тема 5.6. Обобщения и нюансы в работе над натюрмортом.

1

7

Тема 5.7. Выполнение колористических задач в натюрморте.

1

8

Тема 5.8. Объем и форма в реалистической живописи

1

Раздел 6. Средства и закономерности в живописи на основе натурных постановок.

 

1

Тема 6.1. Сложный тематический натюрморт в двух ярусах

2

2

Тема 6.2. Живопись натюрморта из овощей и фруктов, (акварель).

2

3

Тема 6.3. Этюдные работы с натуры

1

4

Тема 6.4. Выполнение композиционной задачи в организации тематического натюрморта.

2

5

Тема  6.5. Колористические задачи в решении тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок.

2

Итого:

34

Содержание тем занятий «Палитра»

 

Раздел 1. Понятие «Живопись». Реалистическая манера письма в живописи.

Учащийся должен знать:

1. Характеристику цветовых сочетаний.

2. Систему ахроматических и хроматических цветов.

3. Приемы организации предметов тоновыми пятнами.

4. Приемы передачи объема в натюрморте.

5. Передача пространства в натюрморте.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять эскизы натюрморта

2. Выполнять живописные работы на заданном формате с натуры.

3. Передавать цветовые сочетания в соответствии с натурными.

4. Передавать пространственную среду цветом.

5. Передавать перспективу предметной среды цветом.

6. Передавать цветом форму и объем предметов и элементов в натюрморте в соответствии с натурными.

Тема 1.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне(гризайль).

Техника и технология «гризайль». Гризайль тоновая, цветная. Передача тональных соотношений в работе в технике «гризайль».

Тема 1.2.Характеристика цветовых сочетаний.

Цветовой круг. Использование цветового круга в работе с натуры и по представлению. Гармония цвета. Противолежащие в цветовом круге цвета. Цветовые контрасты и нюансы.

Тема 1.3. Работа акварелью.

Инструменты и материалы акварели. Техники акварели. Лессировка. «Мазковая» техника. Заливка. Отмывка. Ала – прима. Акварель с применением воска. Смешанные техники (акварель, сепия; акварель сангина; акварель, уголь.) Техника письма подтеками. Техники монотипии.

Тема 1.4. Приемы организации предметов тоновыми пятнами.

Декоративная живопись. Условно – тоновая живописная работа. Силуэт в декоративной живописи.

Тема 1.6. Передача объема в натюрморте.

Реалистическая манера письма. Передача объема в технике письма «мазком». Декоративная манера письма. Передача объема при помощи  цветовых пятен.

Тема 1.7. Передача пространства в натюрморте.

Опосредованные цвета в живописной работе. Обобщения в живописи. Приемы передачи пространственной среды: лессировки, подбор цвета, соответствующий натурному изображению.

Раздел 2. Закономерности цветовых построений.

Учащийся должен знать:

1. Специфику цветопередачи в реалистической живописной манере письма.

2. Методику организации формата листа.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять живописные эскизы и работы с натуры в реалистической манере письма.

2. Осуществлять цветовые переходы в цветной гризайли.

3. Технологию смешения красок.

Тема 2.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (Цветная гризайль).

Технология и методика выполнения цветной гризайли. Выполнение предварительного рисунка для живописной работы. Техника выполнения колеровок.

Тема 2.2.  Организация плоскости листа.

Композиция натюрморта. Особенности решения зрительного равновесия в живописи. Система цветовых количественных отношений в живописи. Теплая и холодная гамма цветов. Взаимопроникновение цвета в живописи.

Тема 2.3. Техника живописи гуашью.

Технология и методика живописи гуашью. Особенности красителей в гуаши. Изменение цвета при высыхании. Использование клеевой основы. Грунты. Способы тонирования красками бумаги. Методика выполнения подмалевка.

Раздел 3. Значение фона в натюрморте. Формирование пространственной среды в натюрморте.

Учащийся должен знать:

1. Композиционную структуру натюрморта, портрета, пейзажа.

2. Законы композиции.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять живописные работы в различных жанрах живописи по воображению.

Тема 3.1. Этюд. Несложный натюрморт из двух, трех предметов на светлом фоне.

Методика ведение работы над этюдом с натуры. Методика выполнения эскиза.

Тема 3.2.Композиционная организация формата.

Симметричная композиция. Асимметричная композиция. Ритм. Пластика. Динамика. Пластика.

Тема 3.3. Техника мазка в живописи.

Разнообразие «масковой» живописной техники. Живопись акварелью. Живопись гуашью. Живопись масляными красками.

Тема 3.4. Силуэт и пространственная среда в натюрморте.

Контрасты в живописи. Пространство в живописи. Реалистическая живопись и приемы передачи пространственной среды цветом. Декоративная живопись и приемы передачи пространственной среды цветом.

Тема 3.5. Объем и форма предметов в пространственной среде. Завершение работы. Итог.

Передача объема предметной среды цветом. Этап завершения художественного произведения. Акценты в живописи.

Раздел 4. Техника акварельного письма «ала - прима».

Учащийся должен знать:

1. Особенности живописи «по – сырому».

2. Особенности и технология выполнения живописи в «ала – прима».

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять живописные произведения в технике «ала – прима»

2. Выполнять этюды с натуры.

Тема 4.1. Техника ала – прима в работе с натуры.

«Ала – прима», акварель.  «Ала – прима»,  гуашь. Монотипия гуашь, монотипия масляной краской.

Тема 4.2. Техника быстрого этюда.

Приемы работы над этюдами с натуры. Техники и технологии выполнения этюдов.

Тема 4.3. Приемы выполнения «ала – прима».

Приемы выполнения живописи по сырой поверхности бумаги. Приемы выполнения живописи по сырой поверхности картона.

Раздел 5. Цветовые отношения в живописи. Колорит.

Учащийся должен знать:

1. Значение цветовых контрастов в живописи.

2. Значение цвета и способы организации пространства в работе с натуры.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять натюрморт из простых предметов на взаимно противоположные цвета

2. Способы передачи пространственной среды в работе с натуры.

3. Способы проработки первого плана в натюрморте.

4. Выполнять обобщения и нюансы в работе над натюрмортом.

5. Выполнять колористические задачи в натюрморте.

Тема 5. 1. Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и  др.).

Передача цветовых контрастов с учетом опосредованности цвета.

Тема 5.2. Значение цветовых контрастов в живописи.

Контрасты и нюансы в живописи.

Тема 5.3. Цвет и пространство в работе с натуры.

Влияние освещения в работе с натуры. Направленный свет в натюрморте. Прямой свет в работе над постановками. Естественное освещение. Изменение цвета при искусственном освещении.

Тема 5.4. Способы передачи пространственной среды в работе с натуры.

Определение степени освещенности постановки. Передача насыщенности цветовых сочетаний.

Тема 5.5. Способы проработки первого плана в натюрморте.

Методика прорисовки первого плана в натюрморте. Выделение доминанты. Выделение смыслового центра.

Тема 5.6. Обобщения и нюансы в работе над натюрмортом.

Приемы обобщения в живописи в работе акварельными красками. Приемы обобщения в живописи в работе гуашью. Приемы обобщения в живописи в работе масляными красками.

Тема 5.7. Выполнение колористических задач в натюрморте.

Сочетания цветов в работе с натуры. Колорит в живописи. Холодные колориты. Теплые колориты.

Тема 5.8. Объем и форма в реалистической живописи.

Методика работы над формой и объемом в живописи  с натуры.

Раздел 6. Средства и закономерности в живописи на основе натурных постановок.

Учащийся должен знать:

1. Законы композиционной организации плоскости формата листа.

Учащийся должен уметь:

1. Выполнять сложный тематический натюрморт, составленный из предметов, расположенных в двух ярусах.

2. Выполнять композиционные задачи в организации тематического натюрморта.

3. Решать колористические задачи тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок.

Тема 6.1. Сложный тематический натюрморт в двух ярусах.

Особенности тематического натюрморта. Организация атмосферы реальных событий в натюрморте. Создание постановки тематического натюрморта из предметов, соответствующих напрямую или косвенно заданной теме. Разработка эскизных вариантов. Создание художественного образа в эскизных вариантах.

Тема 6.2. Живопись натюрморта из овощей и фруктов, (акварель).

Приемы передачи материальной среды в натюрморте.

Тема 6.3. Этюдные работы с натуры.

Выполнение этюдных вариантов на обобщение формы и объема.

Тема 6.4. Выполнение композиционной задачи в организации тематического натюрморта.

Разработка эскизных вариантов. Создание художественного образа в эскизных вариантах. Выполнение композиции натюрморта.

Тема  6.5. Колористические задачи в решении тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок.

Выбор колорита для тематического натюрморта в соответствии с замыслом, отвечающего заданной теме.

Литература

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2011
  2. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  3. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
  4. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010.
  5. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  6. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
  7. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
  8. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
  9. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
  10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  11. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  12. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  13. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007 
  14. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.

 

8 февраля 2023 в 08:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.