Шадрина Евгения Витальевна, МБОУ "Самусьский лицей", учитель ИЗО
Рабочая программа «Палитра» 7 класс (внеурочный курс по ФГОС)Рабочая программа
«Палитра» Преподаватель: Шадрина Евгения Витальевна
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 №1008, примерными Учебными планами государственных и муниципальных музыкальных, художественных школ и школ искусств от 23.12.1996 №01-266/16-12, примерными Учебными планами образовательных программ по видам изобразительного искусства для детских школ искусств от 23.06.2003 №66-01-16/32. Содержание образовательных программ дополнительного образования разнообразно и вариативно и зависит от уровня организации свободного времени детей. Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться в различных формах. Образовательная программа кружка «Палитра» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся. Программа кружка «Палитра» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству, разработана на основе программы В.С.Кузина. 1. Цель программы «Палитра» Формирование целостной художественно-эстетической развитой личности и приобретение обучающимся теоретических знаний, умений и практических навыков в области изобразительного искусства. 2. Задачи программы «Палитра» - осуществление эстетически-нравственного и трудового воспитания обучающихся; - вооружение обучающихся знаниями элементарных основ изобразительной грамоты; - формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; - изучение различных техник и материалов изобразительного искусства; - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного; - воспитание интереса и любви к искусству. 3.Срок реализации программы «Палитра» – 1 год. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, макетов. Предлагаемые занятия основной упор делают на классическую систему обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Палитра» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 12-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов: 1. Многообразия. разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития. 2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией. Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
«Палитра» Программа «Палитра» рассчитана на обучение по 1 часу в неделю. Программа курса по живописи опирается не только на традиции русской академической реалистической школы, но и современных жанров и техник исполнения художественного произведения. В обучении применяется принцип последовательности и поступательности освоения нового материала. Осваиваются две живописные техники: акварель, гуашь. Учебные задания делятся на длительное исполнение и кратковременные этюды. Освоение принципов живописи начинается с начальных сведений по цветоведению, смешению красок, различных упражнений отмывок, заливок по сухому и сырому листу бумаги. По окончании обучения учащиеся должны знать: основные правила цветовой гармонии и воздушной перспективы, тона передачи формы и материальности цветом, владеть технологией акварели и гуаши. На основе полученных знаний учащиеся могут самостоятельно исполнить живописную работу гуашью, акварелью на бумаге или картоне. Основными задачами занятий «Палитра» являются: 1. Развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним. 2. Формирование понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности. 3. Развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, творческой активности, художественных способностей. 4. Обучение практическим умениям и навыкам.
Требования к знаниям: При изучении живописи учащиеся должны знать: -историю возникновения того или иного вида художественной деятельности; -технологию применения различных материалов в живописи; -выразительные средства в живописи -техники исполнения; - закономерности построения объемной формы; - законы цветообразования; - методику ведения работы над натюрмортом Требования к умениям: При изучении данного предмета учащиеся должны уметь: -разрабатывать и выполнять эскизы живописных произведений; -составлять простые и сложные композиции; -передавать тональные и цветовые отношения в натюрморте; - передавать пространственную среду, форму, объем предметов живописными средствами -выполнять натюрморты в различных техниках; - владеть различными техниками выполнения живописной работы. На занятиях живописью учащиеся выполняют работы акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами. Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки, этюды) – от 5 до 45 минут и длительными – от 4 до 8 часов. Содержанием занятий является изображение красками отдельных предметов быта, природы, животных и человека, натюрмортов, интерьера, выполнение творческих композиций и иллюстрирование.
Тематический план по занятиям «Палитра»
Содержание тем занятий «Палитра»
Раздел 1. Понятие «Живопись». Реалистическая манера письма в живописи. Учащийся должен знать: 1. Характеристику цветовых сочетаний. 2. Систему ахроматических и хроматических цветов. 3. Приемы организации предметов тоновыми пятнами. 4. Приемы передачи объема в натюрморте. 5. Передача пространства в натюрморте. Учащийся должен уметь: 1. Выполнять эскизы натюрморта 2. Выполнять живописные работы на заданном формате с натуры. 3. Передавать цветовые сочетания в соответствии с натурными. 4. Передавать пространственную среду цветом. 5. Передавать перспективу предметной среды цветом. 6. Передавать цветом форму и объем предметов и элементов в натюрморте в соответствии с натурными. Тема 1.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне(гризайль). Техника и технология «гризайль». Гризайль тоновая, цветная. Передача тональных соотношений в работе в технике «гризайль». Тема 1.2.Характеристика цветовых сочетаний. Цветовой круг. Использование цветового круга в работе с натуры и по представлению. Гармония цвета. Противолежащие в цветовом круге цвета. Цветовые контрасты и нюансы. Тема 1.3. Работа акварелью. Инструменты и материалы акварели. Техники акварели. Лессировка. «Мазковая» техника. Заливка. Отмывка. Ала – прима. Акварель с применением воска. Смешанные техники (акварель, сепия; акварель сангина; акварель, уголь.) Техника письма подтеками. Техники монотипии. Тема 1.4. Приемы организации предметов тоновыми пятнами. Декоративная живопись. Условно – тоновая живописная работа. Силуэт в декоративной живописи. Тема 1.6. Передача объема в натюрморте. Реалистическая манера письма. Передача объема в технике письма «мазком». Декоративная манера письма. Передача объема при помощи цветовых пятен. Тема 1.7. Передача пространства в натюрморте. Опосредованные цвета в живописной работе. Обобщения в живописи. Приемы передачи пространственной среды: лессировки, подбор цвета, соответствующий натурному изображению. Раздел 2. Закономерности цветовых построений. Учащийся должен знать: 1. Специфику цветопередачи в реалистической живописной манере письма. 2. Методику организации формата листа. Учащийся должен уметь: 1. Выполнять живописные эскизы и работы с натуры в реалистической манере письма. 2. Осуществлять цветовые переходы в цветной гризайли. 3. Технологию смешения красок. Тема 2.1. Натюрморт из простых по форме, и окраске предметов на нейтральном фоне. (Цветная гризайль). Технология и методика выполнения цветной гризайли. Выполнение предварительного рисунка для живописной работы. Техника выполнения колеровок. Тема 2.2. Организация плоскости листа. Композиция натюрморта. Особенности решения зрительного равновесия в живописи. Система цветовых количественных отношений в живописи. Теплая и холодная гамма цветов. Взаимопроникновение цвета в живописи. Тема 2.3. Техника живописи гуашью. Технология и методика живописи гуашью. Особенности красителей в гуаши. Изменение цвета при высыхании. Использование клеевой основы. Грунты. Способы тонирования красками бумаги. Методика выполнения подмалевка. Раздел 3. Значение фона в натюрморте. Формирование пространственной среды в натюрморте. Учащийся должен знать: 1. Композиционную структуру натюрморта, портрета, пейзажа. 2. Законы композиции. Учащийся должен уметь: 1. Выполнять живописные работы в различных жанрах живописи по воображению. Тема 3.1. Этюд. Несложный натюрморт из двух, трех предметов на светлом фоне. Методика ведение работы над этюдом с натуры. Методика выполнения эскиза. Тема 3.2.Композиционная организация формата. Симметричная композиция. Асимметричная композиция. Ритм. Пластика. Динамика. Пластика. Тема 3.3. Техника мазка в живописи. Разнообразие «масковой» живописной техники. Живопись акварелью. Живопись гуашью. Живопись масляными красками. Тема 3.4. Силуэт и пространственная среда в натюрморте. Контрасты в живописи. Пространство в живописи. Реалистическая живопись и приемы передачи пространственной среды цветом. Декоративная живопись и приемы передачи пространственной среды цветом. Тема 3.5. Объем и форма предметов в пространственной среде. Завершение работы. Итог. Передача объема предметной среды цветом. Этап завершения художественного произведения. Акценты в живописи. Раздел 4. Техника акварельного письма «ала - прима». Учащийся должен знать: 1. Особенности живописи «по – сырому». 2. Особенности и технология выполнения живописи в «ала – прима». Учащийся должен уметь: 1. Выполнять живописные произведения в технике «ала – прима» 2. Выполнять этюды с натуры. Тема 4.1. Техника ала – прима в работе с натуры. «Ала – прима», акварель. «Ала – прима», гуашь. Монотипия гуашь, монотипия масляной краской. Тема 4.2. Техника быстрого этюда. Приемы работы над этюдами с натуры. Техники и технологии выполнения этюдов. Тема 4.3. Приемы выполнения «ала – прима». Приемы выполнения живописи по сырой поверхности бумаги. Приемы выполнения живописи по сырой поверхности картона. Раздел 5. Цветовые отношения в живописи. Колорит. Учащийся должен знать: 1. Значение цветовых контрастов в живописи. 2. Значение цвета и способы организации пространства в работе с натуры. Учащийся должен уметь: 1. Выполнять натюрморт из простых предметов на взаимно противоположные цвета 2. Способы передачи пространственной среды в работе с натуры. 3. Способы проработки первого плана в натюрморте. 4. Выполнять обобщения и нюансы в работе над натюрмортом. 5. Выполнять колористические задачи в натюрморте. Тема 5. 1. Выполнение натюрморта из простых предметов на взаимно противоположные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый и др.). Передача цветовых контрастов с учетом опосредованности цвета. Тема 5.2. Значение цветовых контрастов в живописи. Контрасты и нюансы в живописи. Тема 5.3. Цвет и пространство в работе с натуры. Влияние освещения в работе с натуры. Направленный свет в натюрморте. Прямой свет в работе над постановками. Естественное освещение. Изменение цвета при искусственном освещении. Тема 5.4. Способы передачи пространственной среды в работе с натуры. Определение степени освещенности постановки. Передача насыщенности цветовых сочетаний. Тема 5.5. Способы проработки первого плана в натюрморте. Методика прорисовки первого плана в натюрморте. Выделение доминанты. Выделение смыслового центра. Тема 5.6. Обобщения и нюансы в работе над натюрмортом. Приемы обобщения в живописи в работе акварельными красками. Приемы обобщения в живописи в работе гуашью. Приемы обобщения в живописи в работе масляными красками. Тема 5.7. Выполнение колористических задач в натюрморте. Сочетания цветов в работе с натуры. Колорит в живописи. Холодные колориты. Теплые колориты. Тема 5.8. Объем и форма в реалистической живописи. Методика работы над формой и объемом в живописи с натуры. Раздел 6. Средства и закономерности в живописи на основе натурных постановок. Учащийся должен знать: 1. Законы композиционной организации плоскости формата листа. Учащийся должен уметь: 1. Выполнять сложный тематический натюрморт, составленный из предметов, расположенных в двух ярусах. 2. Выполнять композиционные задачи в организации тематического натюрморта. 3. Решать колористические задачи тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок. Тема 6.1. Сложный тематический натюрморт в двух ярусах. Особенности тематического натюрморта. Организация атмосферы реальных событий в натюрморте. Создание постановки тематического натюрморта из предметов, соответствующих напрямую или косвенно заданной теме. Разработка эскизных вариантов. Создание художественного образа в эскизных вариантах. Тема 6.2. Живопись натюрморта из овощей и фруктов, (акварель). Приемы передачи материальной среды в натюрморте. Тема 6.3. Этюдные работы с натуры. Выполнение этюдных вариантов на обобщение формы и объема. Тема 6.4. Выполнение композиционной задачи в организации тематического натюрморта. Разработка эскизных вариантов. Создание художественного образа в эскизных вариантах. Выполнение композиции натюрморта. Тема 6.5. Колористические задачи в решении тематического натюрморта на основе этюдных зарисовок. Выбор колорита для тематического натюрморта в соответствии с замыслом, отвечающего заданной теме. Литература
8 февраля 2023 в 08:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.